Ваш город:
Москва
Да
Изменить
Закрыть

Урок 5. Крой. Вступительная часть.

  • 18 января 2022 в 18:46

Друзья, всем привет!

Добро пожаловать на пятое занятие спецпроекта магазина Тавро по обучению кожевенному ремеслу всех желающих. Сегодня мы начнем разбирать достаточно сложную и архиважную тему, которая называется «Крой».

Некоторые из вас могут сказать: «Какая разница? Я взял кусок кожи, взял нож, начал резать, кроить и все нормально». Но тут все не так просто. Крой имеет огромное количество нюансов, которые заключаются в инструменте, который вы используете, в техниках работы, расходниках, которые вы используете в своей повседневной работе.

К примеру, вы изготавливаете часовой ремешок. То место на часах, которое называется ушко в народе, оно, к примеру, у вас 20 миллиметров. Так вот, вам нужно сделать часовой ремешок 20,3 миллиметра. Если вы кроите кусок кожи, который будет входить в определенных размеров рамку, там даже доли миллиметров дадут такой эффект, что вам придется все переделывать.

В общем, нужно уметь кроить кожу не там, где получилось, а там, где было действительно нужно. Для этого есть ряд специальных очень интересных техник, которые мы будем разбирать.

Но для начала я бы хотел, чтобы мы разобрались с инструментом и расходниками. На самом деле инструментов для кроя просто бешеное количество. Мы все будем разбирать. Но начнем мы с самого базового, с чего начинают новички, – это с основной техники кроя, с основных расходников. А потом уже, по мере нашего обучения, мы будем захватывать шорные ножи различные косые ножи, приемы, заточку.

Но начнем мы с самой базы. Давайте разберемся, какой же базовый инструмент нужен для кроя? На самом деле хоть набор очень и очень простой, но кроить этим можно практически все. Особенно для новичков этого набора будет за глаза.

На чем кроить?

Давайте начнем с вопроса, на чем кроить. Сразу говорю, что не нужно кроить на куске линолеума, на дереве, на фанере, на старому любимом столе бабушки, либо на чем-то еще таком. Это все не подходит, потому что это не предназначенные для этого поверхности. Они очень сильно будут убивать ваш нож. Что важно в крое: если у вас затупленный нож, который плохо режет, ровного кроя вам не видать.

Я работаю на производствах, чаще всего работал на полиэтилене низкого давления. Это белая плита либо раскройный коврик толщиной примерно 5 миллиметров. Я привык работать именно на них. Многие работают на зеленых ковриках, с которыми вы все знакомы. Но лично мне зеленый коврик нравится не совсем по причине того, что он немного быстрее подтупливает нож, чем полиэтилен низкого давления. Возможно, это такая своего рода привычка, потому что он помягче, и на нем в принципе можно кроить и толстые кожи, и мягкие, и работать с различными ножами, как и на других ковриках. Но мне на нем уютно, и если у меня есть возможность работать именно на таком ковре, с ним работать и буду.

Перед тем как начать резать, вам нужно вашу заготовку разметить. Многие начинающие кожевники, кто-то пользуется шилом, кто-то пользуется карандашом. Я тоже раньше этим пользовался. Но если вы пытаетесь что-то нарисовать на коже карандашом:

  • Во-первых, он не рисует.
  • Во-вторых, он оставляет после себя такую свою роду канавку, которую как бы видно, но не под всеми углами.

И вам периодически приходится занимать такую позицию в зависимости от источника освещения, чтобы она засвечивалась, и вы видели, куда резать.

С шилом история попроще, но оно очень сильно травмирует кожу. Также травмируют кожу попытки нарисовать на ней что-то карандашом. Минус в том, что, если вы что-то нарисовали не там, либо не попали в линию по какой-то причине, вы это уже не удалите, и, ваша заготовка и кусок кожи будут испорчены.

Пастик

Благо, что у нас в 21 веке для этого есть специальные инструменты. Есть вот такой серебрянный пастик в двух вариациях:

  • есть похожий на гелевую ручку,
  • а есть металлический.

В чем их преимущество? Преимущество заключается в том, что они на темных кожах выглядят серебряными, а на светлых кожах они выглядят серыми. Их видно совершенно под любым углом. А самое важное, что их можно удалить без следов, и после них не останется ни следов чернил, ни канавки. Все кожевники, которых я знаю, по большей части пользуются именно такими пастиками. Благо стоят они достаточно недорого.

У них есть между собой различия: к примеру, желтый металлический пастик. У него есть такая проблема – они обычно умирают молодыми. Что это значит? У них достаточно мягкий сплав и, когда вы зацепите неудачно за линейку, либо ударите его об стол, он просто перестает писать. Причины объяснять не буду, потому что это не имеет особого значения, но они обычно не доживают до того момента, когда у них закончатся чернила. Но, в отличие от пастиков гелевых, их значительно проще удалить.

Когда вы рисуете гелевым пастиком, и не даете высохнуть чернилам, их можно легко размазать, и убрать их с кожи будет посложней. В этом у них есть определенная разница. Хотя гелевый пастик пишет более жирным, более явной линией. Поэтому на полиуретановой коже, к примеру, либо на коже с каким-то покрытием, я бы советовал использовать именно гелевый пастик. Потому что линия очень четкая, и с покрытия она убирается хорошо. Но, если вы работаете с какой-то крастовой кожей, я бы советовал использовать металлический пастик.

Нож

Теперь по поводу ножа. В принципе, чем кроить, если это не какой-то заточенный кухонный тесак, – особого значения не имеет. Главное, чтобы это было остро. Многие со мной могут не согласиться, но при должном умении и при правильной технике кроить можно чем угодно. Но лучше для этого использовать предназначенные для этого ножи. Даже не обязательно предназначенные для кожи.

Новичкам я предлагаю взять обычный строительный нож. Ни в коем случае не канцелярский, потому что канцелярские ножи не рассчитаны на такого рода нагрузку. Поэтому строительный нож для этого подойдет хорошо. Их есть тоже два вида.

Есть строительные ножи с металлической направляющей. Очень хороший, очень надежный вариант. Но у них есть некоторая проблема. Лезвие в этом ноже в любом случае будет понемногу люфтить. Так как режущая кромка очень тонкая, когда она будет задевать металл, она может затупиться. Вы можете столкнуться с такой ситуацией, что вы только вставили новое лезвие в нож, начали работать, а нож уже сразу тупой. Когда вы нож вытаскивали из его корпуса, и если режущая кромка целиком прошлась по металлу и затупилась, лезвие уже непригодно.

Поэтому мне нравятся достаточно качественные ножи, которые состоят чисто из пластика. В этом есть определенный плюс, с ними также удобно работать. Но лезвие они не тупят, и это может сэкономить вам большое количество расходников.

По поводу лезвий. Лезвий на самом деле очень много на рынке, различных марок. Есть откровенно плохие, есть средние, есть действительно хорошие. Мой фаворит — это черные лезвия Olfa. Они предназначены для грубого картона. Но из всех лезвий, с которыми я работал, они показали себя лучше всего.

Я также люблю работать с ремесленными ножами, которые нужно затачивать. Мы про это поговорим попозже, их можно править. Лезвия Olfa тоже можно выправлять. Это достаточно экономит расходник, и режут они очень хорошо.

Но если у вас нет возможности приобрести сейчас черные лезвия Olfa, вы можете просто зайти в строительный магазин и купить те, которые относительно других стоят чуть дороже. Обычно они хорошо помогают.

Очень важно, чтобы у вас лезвие было 18 миллиметров. Я, когда только начинал заниматься кожей, думал так, что я возьму большой нож с толстым лезвием и буду им кроить кожу. В итоге я в этом плане обжегся – у толстого лезвия заточка более тупая, поэтому кожу он резал очень плохо.

Для новичка идеальный и недорогой вариант — это строительный нож, пластиковый и черные лезвия Olfa, c которыми вы будете работать.

Линейка

Еще есть очень важный момент, который вам нужен в работе, – это линейка. Линейку лучше брать стальную, потому что, если вы берете деревянную линейку, она режется вместе с кожей. Совершенно ненадежная для кроя вещь. Если вы берете пластиковую линейку, из нее начинает вытачиваться стружка. Со временем линейка превращается в заготовку под охотничий лук какой-нибудь.

Стальная линейка – самый оптимальный вариант. Потому что в крое есть определенное правило: если есть возможность отрезать по линейке, режьте по линейке. С линейкой получится ровнее, чем без нее. Советую вам это запомнить.

Техника кроя

Изучать мы будем непростую технику кроя. Эта техника кроя – производственная. Я когда-то работал на обувном производстве. Там приходилось вручную кроить большое количество кожи. Есть резаки, но там постоянно разрабатываются новые модели либо модификации.

Например, есть базовая модель, на которую есть резаки. Но человек заказал, чтобы у него голенища были на 15 сантиметров побольше. Вручную переделываются лекала. И все это кроится вручную. Либо совершенно новая модель, на которую не сделали резаки, либо модель, которая попадается не часто, не часто заказывают, и резаки на нее делать не имеет смысла. Постоянно было огромное количество ручной работы, и выработалась такая техника именно производственная. Когда я начал смотреть на других мастеров, они кроят точно также. Эта техника является анатомической, поэтому в процессе работы, особенно при больших объемах, неосознанно приходит самостоятельно. Но в данном уроке я хотел бы вас научить работать сразу правильно.

Поначалу, когда вам все это буду рассказывать и показывать, вы будете пробовать: «мне неудобно, это я по-другому резал». А потом, поработав какое-то время, буквально одно занятие, пару часов, вы поймете что ровный крой другой техникой практически невозможен. Эта техника позволяет вам кроить совершенно любым инструментом и делать это ровно.

Когда вы захотите перейти на профессиональный ремесленный нож, вам не нужно будет переучиваться какой-то новой технике. Вы сможете использовать свою руку как профессиональный «держак» для раскройного инструмента и любым инструментом, любым ножом сможете ровно кроить.

Теперь давайте разберемся с тем, как держать нож. Тут нам нужно следовать определенным этапам.

  1. Выставляем руку вот таким вот образом на стол.
  2. Мизинец и безымянный палец отводим немножко в сторону, потом вкладываем нож между большим и указательным пальцем и зажимаем с двух сторон большим пальцем и средним.

Особенность в том, что не нужно пытаться держать нож, чтобы пальцы были прямо напротив друг друга. Это совершенно не нужно, они должны выдавливать нож в разных точках.

Для чего? Для того, чтобы вы, давя на него, делали такое движение и прижимали его этой косточкой. Получается, когда вы зажимаете нож двумя пальцами, у вас нож очень хорошо фиксирован. Потом вы накладываете сверху указательный палец. У вас нож оказывается достаточно плотно зафиксирован. Вам можно уже работать.

Далее, пальцы, безымянный и мизинец, все время касаются стола. У вас ни один инструмент никогда не должен быть на весу. Когда вы будете резать прямые линии, вам будет нужно заложить нож как можно ниже, чтобы увеличить режущую поверхность, и резать длинные линии. Но, когда вырезать будете что-то радиусное, вам в такой позиции не получится резать продуктивно и хорошо. Поэтому вам придется поднять нож, и у вас также пальцы касаются вашего раскройного стола.

В принципе не меняя позицию, не перехватывая нож, можно делать все операции, кроить ровные линии и делать что-то радиусное. Запомните, инструмент никогда не находится на весу.

Есть такая особенность, когда вам нужно порезать что-то очень тяжелое, что режется очень тяжело, вы можете сделать таким образом: вы можете безымянный палец поставить также на нож, а указательный и средний пальцы поставить на нож, очень сильно его придавив. Он будет очень сильно зафиксирован, и это очень мощная позиция, можно даже разрезать раскройный мат, приложив определенные усилия. Но обычно с острым ножом вам хватит и такого хвата.

Еще особенность заключается в следующем: когда вы уже вытаскиваете лезвие, то средний палец вы ставите на лезвие вот таким образом.

Для того, чтобы оно не люфтило, никуда не ходило. Вы вытаскиваете его примерно на 1-1,5 сегмента, но иногда на 2. Это зависит от удобства вашего ножа. Вот так зажали его пальцем. Только аккуратнее, не порежьтесь. Вы со временем привыкнете работать так, что точно не будете этого бояться. Потому что так нож немного люфтит. Но когда вы фиксируете его средним пальцем, он перестает люфтить. Этот указательный палец находится здесь, и вы можете резать свободно.

Такая техника может вам показаться не особенно удобной, но поработав немного, вы поймете, что это, наверно, единственная продуктивная техника.

Различные нюансы

Как правильно держать нож

Друзья, вы научились держать нож, но есть еще определенные нюансы. Как понять, что вы держите его правильно?

Иногда сталкивался с такой проблемой, когда ученик мне говорит: «я режу, я давлю прямо, оно у меня не режется». Человек не придавливал нож к раскройному мату, а просто душил его, а думал, что давит.

Как понять, что вы правильно держите нож и что вы правильно придавливаете? Вы выставляете нож с закрытым лезвием на стол, упираетесь, поднимаете ребро ладони от стола, чтобы упираться прямо на кончик ножа с не вытащенным лезвием. Вторую руку заводите за спину, либо отводите в сторону и пытаетесь, словно отжаться на ноже по очень короткой амплитуде. И вы почувствуете, как у вас связка от указательного пальца напрягается и уходит в предплечье. Запомните это ощущение, это ощущение того, что вы правильно придавили нож к раскройному мату.

Поначалу я бы советовал учиться кроить стоя. Для этого нужен правильный раскройный стол. Я себе всегда собираю раскройные столы высотой ровно 95 см. Для работы стоя они подходят очень хорошо. Если ваш стол будет очень низким, то у вас будет уставать спина. А залог кроя в том, чтобы вам было удобно, чтобы вы не перенапрягались, и чтобы излишне сильно не давили. Нужно грамотно прилагать усилия при самом резе.

Часто у людей есть такая проблема – они кроят, пытаются резать ровно, но у них куда-то нож уходит. Есть определенная анатомическая позиция. При работе за раскройным столом вам не обязательно стоять к нему прямо. Не нужно, потому что вы ограничиваете себе ваше рабочее пространство. Вам стоять нужно немного в три четверти. Таким образом, вы свое рабочее пространство значительно увеличиваете.

Для чего это нужно? Часто люди, когда начинают резать что-то, они становятся прямо к столу, начинают резать и упираются себе локтем прямо в живот. Резать дальше некуда, поэтому локоть уводят в сторону, и рука тоже уходит в сторону. Получается совершенно неровный рез.

Как правильно выкладывать линейку

Берете руку, как робот делаете ее и расслабляете, пусть она болтается.

Таким образом вы рисуете себе ту самую анатомическую линию, по которой вам стоит выкладывать линейку. И когда вы начнете резать, именно по этой линии у вас рука не будет упираться в локоть, и не придется уводить сторону. У вас рука будет уходить прямо за спину, и будет получаться очень ровный рез.

Какие усилия прикладывать

Также при крое очень важно, чтобы вы прилагали нужные усилия. Возможно, у многих из вас была такая проблема, когда вы что-то в бытовых условиях резали, и режете что-то достаточно плотное, у вас рука притормаживает. Почему это происходило? Потому что вы использовали неправильные группы мышц. Вы включали первую, вторую, третью дельту, достаточно небольшие, слабые мышцы, поэтому вам усилий не хватало. В данном случае нам нужно включить широчайшую мышцу спины.

Как понять, что она включилась? Сначала берете руку, выставляете ее на стол, вторую руку, левую, выставляете на широчайшую мышцу спины, напрягаете ее, прижимаете руку к столу и тянете на себя, чтобы она напрягалась. Запомните это ощущение, это значит, что вы включили правильную мышцу. Это те же самые мышцы, то же самое движение, которое используется при гребле, либо при тяге гантели за спину. Широчайшие мышцы спины это крупнейшие мышцы плечевого пояса, они являются самыми сильными, и с помощью них, с помощью этого движения, вы сможете прорезать достаточно плотную кожу в одно движение. Потому что крайне важно резать кожу именно в одно движение. Если вас что-то притормаживает, вы переставляете руку, пытаетесь как-то резко что-то вывести, у вас скорее всего такой же рисунок линий будет, такой же крой.

А когда вы прорезаете все одним очень сильным мощным движением, то у вас получается ровный рез. Если рез в одно движение, он будет максимально ровный, конечно, если вы удерживаете направление.

Даже с линейкой есть определенные премудрости. Как правильно держать? Зачастую, у людей есть такая ошибка, что они ставят пальцы на линейку, а ребро ладони у них касается стола. Тем самым, они равномерно распределяют нагрузку между ладонью и пальцами, и линейка болтается. Линейку нужно держать таким образом, чтобы немножко навалиться на нее весом, и чтобы придавливать ее чисто пальцами.

Направление лезвия ножа

В работе с ножом есть определенные премудрости, которые заключаются в следующем: у вас обязательно само лезвие должно быть строго перпендикулярно столу, не завалено ни в одну сторону, ни в другую. Всегда строго перпендикулярно столу. Почему это важно? Если вы заваливаете нож в сторону, у вас срез кожи тоже заваливается в сторону, и когда вам нужно собрать несколько деталей в один полноценный урез, у вас там будет гранд каньон. То есть вы уже в плане уреза ничего красивого не сделаете. Вам нужно всегда следить за перпендикулярностью, но это еще не все.

Мало того, что плоскость лезвия должна быть строго перпендикулярна вашему столу, у вас еще сам рез и само направление плоскости лезвия должны быть строго параллельно линейке. Ни в коем случае, чтобы у вас не получилось такого, что вы режете, а нож как-то вот так стоит.

Вы всегда должны выставлять его строго перпендикулярно линейке и таким образом резать.

Еще особенность заключается в том, что, когда нож у вас склонен в какую-то определенную сторону, он также уезжает, и вы, вроде, порезали ровно, а у вас какие-то несоответствия могут достигать даже пары миллиметров.

Также, когда вы режете что-то длинное, вам нужно переставлять пальцы, но вам нельзя отпускать линейку, потому что вы отпустили – она уехала. Вам нужно переставлять пальцы как гусеница. Два пальца прижали, переставили большой палец, прижали большим пальцем, переставили пальцы маленькие. Как гусеница ползет, а не как паук бегает. Вы линейку прижали и линейка это, грубо говоря, ваши рельсы.

Когда вы выставляете нож на кожу, ни в коем случае нельзя кончиком зацеплять линейку. Потому что кончик ножа у вас, 2-3 миллиметра, являются рабочими. Если вы кончик затупили, у вас нож уже не будет нормально резать. Режущей кромкой, кончиком металла касаться нельзя ни в коем случае. Но боковой частью, именно к ребру линейки, вы касаться даже обязаны, это как ваши рельсы. Вы немножко прижимаете к линейке и начинаете резать, выставляя строгий перпендикуляр лезвия относительно рабочей поверхности и параллель лезвия относительно линейки. Выставляете по анатомической линии, чтобы локоть куда нужно уходил, и вот таким вот движением режете. Все очень просто.

Выводы

Наше первое занятие, посвященное крою, а именно «Вступление в крой», можно считать законченным. Это была основа, база. На следующем занятии мы приступим к практике и к распространенным ошибкам, с которыми сталкиваются люди при обучении именно такой технике реза. Далее, я покажу вам как резать прямые линии, про эффективный рез достаточно плотных кож, как вырезать радиусы внешний, внутренний, и как делать это без линеек, то есть такой достаточно свободной рукой. И, в принципе, как одним ножом делать совершенно все операции, которые вам потребуются, не прибегая к помощи ножниц, вырубных концевиков и всего такого. Все это можно делать ножом. Если вы еще не подписаны на канал, то обязательно подписывайтесь и нажимайте на колокольчик, чтобы не пропустить новые уроки. Мы рады видеть всех, до новых встреч, друзья.

Другие статьи
Адрес доставки
Успешно отправлено!

Мы отправили ваше сообщение, ждите
звонка, с вами свяжутся.

Отзыв отправлен!

В ближайшее время он появится на сайте

Заявка отправлена!

Мы сообщим вам, когда товар будет в наличии

Как купить кожу?
  • Добавьте кожу в корзину и оформите заказ

    Выберите нужную часть шкуры и её площадь.

  • Согласование шкуры с менеджером магазина

    В переписке вы согласовываете по фото или видео конкретную шкуру.

  • Передача заказа в службу доставки

    После оплаты заказ передаётся в доставку или доступен для самовывоза.

Заказать обратный звонок
Сообщить о поступлении
Отправить резюме
Нашли дешевле?

Продадим товар по цене ниже цены конкурента, при соблюдении условий

Подписка на e-mail
Какие части шкуры бывают
  • Чепрак

    Самая "ценная" - срединная часть шкуры. Отличается максимальной плотностью. Имеет высокую устойчивость к физико-механическому воздействию. Чаще всего применяется для производства ремней и подошвы.

  • Целая кожа

    Используется в основном для производства мебели и обивки автомобильных сидений. То есть там, где нужны большие детали. Кожи овцы, козы и свиньи бывают только в виде целых кож.

  • Полукожа

    Половина целой шкуры, разрезанная по хребту. Используется для производства обуви, галантереи.

  • Полукулат

    Половина кулата, разрезанного по хребту.

  • Пола

    Это крайние боковые участки шкуры, ограниченные от остальных частей кожи линиями, соединяющими верхние впадины передних лап и нижние впадины задних лап.

  • Кулат

    Шкура с отрезанным воротком.

  • Получепрак

    Половина чепрака, разрезанного по хребту.

  • Вороток

    Участок шкуры, расположенный между головной частью и чепраком.

Ваш город: Москва
Как добраться?

От метро ВДНХ (первый вагон из центра)

  • Трамвай – 11, 17, 25
    до остановки «Останкино» (4 остановки)
  • Автобус – 15, Т13
    до остановки «Улица Академика Королева» (5 остановок)

От метро ВДНХ (последний вагон из центра)

Из стеклянных дверей налево, выход в город - налево, ориентир кинотеатр «КОСМОС».

  • Автобус – 15, Т13
    до остановки «Улица Академика Королева» (5 остановок)

От метро Марьина Роща (выход к театру Сатирикон)

  • Автобус – 15, 24, 24К, Т13 до остановки «Экскурсионный корпус телебашни» (6 остановок). Далее по ходу движения автобуса, около 300 м.

Оставить отзыв